Подкидыш
Комедия
1939 год

Киностудия: "Мосфильм"

Режиссёр: Татьяна Лукашевич

Оператор: Семен Шейнин

Сценарий: Рина Зеленая, Агния Барто

Композитор: Николай Крюков

Художник: Василий Комарденков

Актёрский состав
Наташа
Ляля
Вероника Лебедева
Фаина Раневская
Петр Репнин
Муля
мать Наташи и Юры
Ольга Жизнева
Ариша
Рина Зеленая
Холостяк
Ростислав Плятт
Фаина Георгиевна Раневская (урожденная Фанни Фельдман) - настоящая русская народная актриса. На свет появилась в Таганроге в конце XIX века. В юношестве переехала в Москву, где окончила частную театральную школу и подружилась с знаменитыми людьми: Маяковским, Цветаевой, Качаловым и другими. Народная артистка СССР, Лауреат трех Сталинский премий служила во многих театрах, последним стал театр им. Пушкина в Москве. Великая характерная актриса снялась всего в 27 фильмах, но все они стали шедеврами. Её фразы и цитаты разошлись в народ, а роли - это классика советского кинематографа.
Раневская — не только великолепный комик, но и блестящая трагическая актриса». Многие фильмы - «Человек в футляре», «Котовский», «Свадьба», «Весна», «Золушка», «Девушка с гитарой», «Легкая жизнь», «Сегодня - новый аттракцион» и другие - запомнились зрителю в том числе благодаря её эпизодическим персонажам.
Умерла актриса в 1984 году в 87 лет.
Английская энциклопедия «Who is who» в 1992 году включила Фаину Раневскую в десятку самых выдающихся актрис ХХ века.
Пётр Петрович Репнин — советский актёр театра и кино. Родился 18 сентября 1894 в Санкт-Петербурге. Кинокарьера Петра Петровича началась в 1925 году с роли в короткометражке Сергея Юткевича «Даёшь радио!». В тридцатые годы XX века популярность актёра достигла своего пика. Он принял участие в таких картинах, как «Пышка», «Зори Парижа», «Вражьи тропы» и «Девушка с характером». Репнин был популярным и узнаваемым актёром. Снялся в фильмах: «Боевой киносборник», «Парень из тайги», «Сон в руку» и «Белый клык», «Верные сердца», «Девочка и крокодил» и «Атаман Кодр». Шестидесятые годы стали для Репнина рекордными на количество ролей. Среди наиболее известных фильмов с участием актёра того периода стоит отметить: «Кавказскую пленницу, или Новые приключения Шурика», «Вольный ветер» и «Щит и меч». Всего актер снялся более чем в 50-ти картинах.
Умер Петр Репнин в 1970 году, ему было 76 лет.
Ростислав Янович Плятт (настоящее имя – Ростислав Иванович Плят) — советский актёр театра и кино, народный артист СССР. Блестящий комедийный актёр, тончайший классик с богатой мимикой и потрясающим смехом. Родился 13 декабря 1908 года в Ростове-на-Дону. Холостяк в картине «Подкидыш» - это первая роль артиста в кино. Затем актёр принял участие в таких фильмах, как «Мечта», «Сердца четырёх», «Зоя», «Слон и верёвочка», «Крейсер «Варяг», «Весна» «Смелые люди», «Заговор обречённых», «Жених с того света», «Убийство на улице Данте». Среди наиболее известных киноработ артиста стоит отметить роли в таких кинолентах: «Ошибка резидента», «Москва – Генуя», «Деловые люди», «Иду на грозу», «Вся королевская рать» и «Семнадцать мгновений весны».
Актёр прославился не только своими ролями в кино, но и как талантливый «голос» дубляжа, а также озвучивания многочисленных мультфильмов. Почти 50 лет своей творческой жизни Ростислав Янович посвятил московскому театру Моссовета, где сыграл множество ярких и запоминающихся ролей. В кино снялся в 47 фильмах. Не стало великого актёра в 1989 году, ему было 80 лет.
Рина Зелёная (настоящее имя - Екатерина Васильевна Зелёная) - советская актриса театра и кино, артистка эстрады, мастер имитации детской речи; народная артистка РСФСР. Имя Рина она получила случайно, когда её имя Екатерина полностью не поместилось на афише и было сокращенно до "Рина". Под этим именем она и стала известна. Актриса "подарила" свой голос множеству героев советских мультфильмов.Все её роли многогранны и великолепны.
Рина Зелёная играла большей частью небольшие и эпизодические роли, которые всегда запоминались благодаря её искрометному сатирическому таланту и порой затмевали образы главных героев. Например, секретарша из «Светлого пути», директор Дома моделей из «Девушки без адреса», певица из ресторана в фильме «Дайте жалобную книгу», Надя в «Сказке о потерянном времени», самая крупная её роль в кино - мадам Жубер в «Иностранке», тетушка Ганимед в «Трёх толстяках», Тортила в «Приключениях Буратино», бабушка в фильме «Про Красную Шапочку», миссис Хадсон в фильмах о Шерлоке Холмсе, гримерша из «Весны» и другие.
Всего Рина Зелёная сыграла в 54-х кинокартинах. Даже в почтенном возрасте она снималась, до последних дней была активна и жизнерадостна. В последние годы она жила в Доме ветеранов кино в Матвеевском. Говорила: «Бог покарал меня долголетием».
Не стало актрисы в 1991 году, ей было 89 лет.
Жизнева Ольга Андреевна (настоящая фамилия актрисы Жизневская) родилась 5 апреля 1899 года. Впервые снялась в 1925 году ещё в немом фильме «Его призыв». Чуть позже сыграла незнакомку с облигациями в киноистории «Закройщик из Торжка». Артистка была звездой кинематографа эпохи НЭПа. За пять лет работы в немом кино Ольга Жизнева снялась в восьми фильмах. Ей удалось легко преодолеть этап перехода к звуковому кинематографу. Волшебный по красоте и выразительности голос актрисы многие считали её главнейшим достоинством. За свою жизнь актриса исполнила множество разноплановых ролей примерно в сорока кинокартинах. Значительное место в её творчестве занимает тема женщины-матери. Последний фильм с участием Ольги Андреевны - «Достояние республики», в котором она сыграл княгиню Тихвинскую, вышел на экраны в 1972 году. Звезда советского театра и кино стала автором множества эссе о творчестве и жизни актёров, сценаристов, операторов и режиссеров, с которыми она работала.
Ольга Жизнева прожила 73 года и умерла в Москве 10 ноября 1972 года. Похоронили её рядом с мужем, режиссёром Абрамом Роомом, на Введенском кладбище.
На момент выхода фильма юной актрисе исполнилось всего 5 лет. Но как в свои годы она убедительно сыграла роль! После этого фильма за Вероникой закрепилось прозвище "подкидыш", хотя росла она в обычной советской семье. Планы юного дарования спутала Великая Отечественная война. Вероника успела сняться в трёх кинолентах. Уже после войны и окончания школы она не захотела поступать в театральный институт, хотя ей прочили большое артистическое будущее. Вероника закончила педагогический институт и довольно долгое время преподавала в школе английский язык. Выйдя замуж за писателя Игоря Синицына, была его редактором.
Кино о детях 1930-х годов

«В нашем фильме в сценах с ней нет ни одного механически снятого холодного куска. Всё это сделано методом вызова в ребёнке-актёре так называемого родственного чувства. <…> этот метод ограждает малыша-актёра от кривляний и даёт возможность создавать с детьми настоящие актёрские сцены»


Татьяна Лукашевич, режиссёр

Фильм «Подкидыш» в контексте кино о детях 1930-х годов

Момент рождения «детского кинематографа» в СССР зафиксирован журналом «Советский экран», который писал, что у истоков жанра стоял режиссёр Михаил Доронин, снявший в 1925 году фильм о беспризорниках «Как Петюнька ездил к Ильичу». В конце 1920-х годов в Москве состоялись партийные совещания с участием кинематографистов. В итоге появилась резолюция, содержавшая требование расширить выпуск картин о детях «путём выделения специальных кадров режиссёров и сценаристов, специализирующихся в этой области». В последующее десятилетие экран начал заполняться историями, в которых «дети представали как взрослые маленького роста». Советский ребёнок, по мнению искусствоведа Натальи Нусиновой, «наделялся силой юного Геракла, жизненным опытом горного аксакала и политической бдительностью, достойной секретаря райкома партии». До выхода «Подкидыша» в картинах о детях особое внимание уделялось «оборонной» теме: пионеры умели ловить преступников, пресекать диверсии, спасать покорителей северных пространств. Например, герой ленты Владимира Юренева «Счастливая смена» (1936) предотвратил крушение поезда; школьники из фильма Лазаря Бодика «Настоящий товарищ» (1937) боролись за право поехать к шефам-морякам; мальчик из картины Николая Лебедева «Федька» (1936) сумел отразить атаку белогвардейцев.

«В фильмах 1930-х—1950-х годов вы редко увидите детей, находящихся в нормальном для себя состоянии — игре. Экранные ребятишки: а) борются с вредителями всех мастей (от шпионов до грызунов); б) заседают, то есть проводят сборы, собрания, голосования и митинги; в) трудятся или, в лучшем случае, предаются какому-нибудь развлечению, как правило, не свойственному реальным детям, но зато могущему перерасти в профессию, например — куроводству».

Валерия Притуленко, журналист


«Подкидыш» стал, вероятно, первым советским фильмом о детях, где отсутствует «идеологическое напряжение», а пространство большого города формируется «детской игрой и детским взглядом на мир». Картина Татьяны Лукашевич продемонстрировала «нормальность» детско-родительских отношений. Позже, уже во время оттепели, комедия Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» фактически спародировала отдельные идеологические штампы детского кинематографа 1930-х годов.
Своеобразная перекличка между «Подкидышем» и детскими фильмами следующих десятилетий произошла и на уровне героев – речь идёт о тех взрослых, которые не боятся выглядеть нелепыми и ведут себя непосредственно, как дети. Такими «ненастоящими взрослыми» в «Подкидыше» являются Ляля и Ариша. В 1947 году к ним добавился добрый, но инфантильный король из киносказки Надежды Кошеверой «Золушка». Затем галерею родственных им образов пополнили дедушка Тани Самохиной из фильма Ролана Быкова «Внимание, черепаха!» и «ослепительно-вредный ребёнок» Бармалей из его же картины «Айболит-66». Отношение к «ложным взрослым» менялось постепенно – поначалу они воспринимались как объект для насмешек. В довоенном кино предполагалось, что настоящие взрослые должны быть спокойными и здравомыслящими. Именно к такой «мудрой, рассудительной, уравновешенной матери» возвращается после общения с «инфантильными взрослыми» героиня «Подкидыша» Наташа.

Сценарий, дополненный реальностью

Беспокойный день одной московской семьи начинается с просьбы, которую уезжающая за город мать адресует сыну-пионеру Юре: присмотреть за младшей сестрёнкой Наташей. Юра не очень-то рад перспективе весь день тратить на сестру. К тому же к нему пришли друзья. Оставшись без присмотра, Наташа надевает платье, прощается с куклой и идёт гулять.
Весь день она будет блуждать по городу: побудет немного в детском саду; заглянет в квартиру к одинокому геологу, который решит, что ребёнка ему подкинули; едва не станет дочкой бездетной пары, собирающейся на дачу; попадёт в толпу болельщиков, встречающих на вокзале поезд с футболистами. Вечером сонную Наташу принесут домой неравнодушные граждане.
Устраиваясь поуютнее под одеялом, она предложит маме завтра «заблудиться вместе».

История создания фильма





Агния Барто и Рина Зелёная во второй половине 1930-х годов написали сценарий о поисках девочки, ушедшей из дома и отправившейся гулять по московским улицам. К тому времени ни та, ни другая не имели опыта работы со сценариями, но обе заслужили славу взрослых, очень хорошо понимающих детей. Стихи Барто были знакомы, наверное, каждому советскому ребёнку. Во многом благодаря Рине Зеленой: актриса, обладавшая уникальной способностью имитировать детский голос, читала стихи Агнии Барто (а также Владимира Маяковского, Самуила Маршака и Сергея Михалкова) по радио. Делала она это так, что маленькие слушатели приходили в восторг. Они отказывались верить, что актриса не их ровесница, и заваливали её письмами.
СЦЕНАРИЙ И РЕЖИССЁРСКАЯ РАБОТА
Дебют сценаристок оказался очень удачным – рукопись, которую они представили на «Мосфильме», была принята в первом варианте. Снимать фильм поручили молодому режиссеру Татьяне Лукашевич. Редакция киностудии не внесла в предложенную соавторами историю ни одной поправки, и в 1939 году фильм, режиссёром которого назначили Татьяну Лукашевич, был запущен в производство. Поправки в текст начали вносить прямо на съемочной площадке – но не сторонние наблюдатели, а сама жизнь: актеры вдруг говорили что-нибудь смешное, и реплика тут же становилась частью фильма. Фильм Татьяны Лукашевич предвосхитил жанр «городских прогулок», к которому позже, в годы оттепели, обратились создатели картин «Человек идёт за солнцем», «Застава Ильича», «Я шагаю по Москве».
До работы в «Подкидыше» Татьяна Лукашевич уже обращалась к так называемой «детской» теме – в 1937 году она сняла фильм «Гаврош», повествующий о юном парижском гамене, погибшем на баррикадах. Постановка следующей картины – о поисках ушедшей из дома девочки – дала режиссёру новый профессиональный опыт.
Фильм «Подкидыш» вышел на экраны кинотеатров 27 января 1940 года. В течение года его посмотрели более 16 миллионов зрителей. На Кёнигсбергской торгово-промышленной ярмарке в 1940 году картина, которую исследователи называют «первым советским семейным фильмом», была представлена организацией «Инторгкино» на одном стенде с кинолентами «Пётр Первый», «Минин и Пожарский», Моряки», «Ленин в 1918 году».
Фильм очень долго не сходил с экранов кинотеатров. Его смотрели снова и снова, каждый раз смеясь над забавными ситуациями и диалогами. «Подкидыш» стал откровением для зрителей того времени: в нём не было ни привычной нравоучительности, ни идеологии. Дети в нём были показаны обычными детьми, которые любят играть, а взрослые – живыми людьми, которые иногда делают ошибки, но всегда действуют из добрых побуждений. Добрая кинолента Татьяны Лукашевич зрителей определенно порадовала – она заставила смеяться и детей, и взрослых. Впрочем, последние периодически хватались за сердце – смотреть, как маленький ребёнок в одиночестве бродит по городу, полному машин и прочих опасностей, не так уж просто. Отстраниться от происходящего на экране мешала и очень правдоподобная игра маленькой исполнительницы главной роли.
Во время войны негатив фильма был утрачен. Возвращение «Подкидыша» к зрителям в послевоенное время состоялось благодаря сохранившейся в Госфильмофонде СССР позитивной копии. В 1950-х годах – в рамках десталинизации – из картины была вырезана небольшая часть видеоряда. В 1988 году оригинальную версию картины отреставрировали – были переозвучены отдельные эпизоды и музыкальные фрагменты, а в 2010-м фильм колоризировали. По словам режиссёра и генерального продюсера цветной версии Игоря Лопатёнка, специалисты, участвовавшие в расцвечивании, работали с архивами, изучали фотодокументы, пытались выяснить, как выглядели московские объекты в 1930-х годах.
Отдельные фрагменты, присутствовавшие в киноверсии 1939 года, были исключены из последующих редакций фильма.
Интерес к фильму и его героям сохраняется спустя десятилетия после выхода картины на экран.
В 2008 году в Таганроге, возле дома, где в детстве жила Фаина Раневская, был установлен памятник. Скульптор Давид Бегалов изобразил актрису в роли Ляли из «Подкидыша».
В 2019 году в Санкт-Петербурге, в одном из скверов по проспекту Сизова, установлена скульптурная композиция, изображающая Фаину Раневскую, живописно отдыхающую на скамейке, на гранитном постаменте высечена одна из её крылатых фраз: «Всё сбудется, стоит только расхотеть…».
Неоднозначным остаётся вопрос о необходимости «реинкарнации» «Подкидыша». В 2017 году в ряде средств массовой информации было объявлено о начале работы над фильмом, создатели которого решили переосмыслить сюжет ленты Татьяны Лукашевич и предложить зрителям новое прочтение знакомой истории. Как утверждает режиссёр картины Олег Асадулин, его работу нельзя назвать ремейком: «Это фантазия на тему «Кто из нас помнит что-то больше, чем знаменитую фразу Раневской «Муля, не нервируй меня!» из старого фильма».
В 2016 году «Подкидыш», наряду с другими советскими кинолентами, был показан на Открытой площадке 14-го Международного кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого». В ноябре – декабре 2018 года в крупнейшем киномузее, основанном больше 80 лет назад, в Бразильской синематеке в Сан-Паулу состоялся показ советских и российских картин, снятых на «Мосфильме». Среди них – «Подкидыш» Татьяны Лукашевич.
Фильм «Подкидыш» не имел официальных наград, но, как это нередко бывает, зритель сам дал ему высшую награду – свою нестареющую любовь.
Агния Барто
Рина Зеленая
Татьяна Лукашевич



Музыка в «Подкидыше» вызвала разноречивые оценки критиков. Так, Михаил Долгополов в статье, опубликованной в газете «Известия» в январе 1940 года, заметил, что наполненная теплотой картина нуждалась в соответствующем музыкальном обрамлении, однако композитор Николай Крюков «с этой задачей не справился».
Иную оценку дали спустя четверть века авторы книги «Кино и музыка» Томас Корганов и Иван Фролов. Признав, что закадровая музыка в ленте использована «очень робко», они в то же время сочли, что финальная песня имеет «интересное сюжетное оправдание»: «Утомлённая за день своими приключениями, она [девочка] безмятежно засыпает под колыбельную песню матери».
Колыбельная как жанр была весьма популярна в советском кино второй половины 1930-х годов. Колыбельная звучит в финальных сценах не только «Подкидыша», но и картины Александрова «Цирк». По версии главного редактора киностудии имени Горького А. И. Апостолова, возросший интерес к этому жанру был связан с тем, что в ту пору «советский социум всё чаще и навязчивее ассоциировался с единой семьёй».
Композитор Николай Крюков в момент съёмок «Подкидыша» был музыкальным руководителем киностудии «Мосфильм». В дальнейшем он написал ещё ряд произведений для кино, в том числе для картин «Парень из нашего города», «Адмирал Нахимов», «Сказание о земле Сибирской».

Музыкальная тема
Герои и роли

Начав работать над сценарием, Рина Зелёная и Агния Барто решили, что роли взрослых героев «Подкидыша» будут исполнять их любимые артисты. Образы Ляли и холостяка Евгения Семёновича создавались с учётом актёрской органики Фаины Раневской и Ростислава Плятта. Режиссёра Татьяну Лукашевич устроили эти кандидатуры. Согласие артистов также было получено. Плятт, почти не имевший опыта работы в кино, сразу выразил готовность поучаствовать в съёмках. Раневская впоследствии признавалась, что в 1930-х годах её отношения с кинематографом складывались непросто. Тем не менее актриса приняла приглашение сценаристов и режиссёра «Подкидыша» – по уточнению Рины Зелёной, исключительно «из дружеских женских чувств».

Роль Мули создатели картины предложили исполнить Петру Репнину. После «Подкидыша» Репнин снимался в основном в эпизодах. Например, актёр сыграл главврача психиатрической больницы в «Кавказской пленнице» Леонида Гайдая.

Наибольшие сложности на подготовительном этапе были связаны с поисками актрисы на роль Наташи Мухиной.

В одних случаях родители наотрез отказывались отпускать детей на съёмки; в других ситуациях выяснялось, что выбранные на роль девочки не могут себя вести естественно перед кинокамерами.

Исполнительницу главной роли – девочку лет четырёх – искали очень долго. Одни были очень киногеничными, но плохо говорили, другие запросто болтали, но стоило включить камеры – хмурились и закрывались руками. Поиски шли до тех пор, пока режиссёр фильма Татьяна Лукашевич не сходила в кино и не встретила там молодую пару с обаятельной дочкой.

Вероника Лебедева очаровала всю съёмочную группу – она уже снималась в кино, поэтому не боялась камер, поддерживала светскую беседу со взрослыми и вообще в ней не было ни одного недостатка.

И только в процессе съёмок выяснилось, что характер девочки не имел ничего общего с её ангельской внешностью!

Москва для героини «Подкидыша», отправившейся в первое самостоятельное путешествие, – это пространство, которое девочка воспринимает как территорию для игр и приключений. Большой мир, возникший перед Наташей за порогом её дома, полон открытий – девочке одинаково интересны и вышагивающий по бульвару бульдог, и продаваемые на улице воздушные шары. Город в кинокартине представляет собой комфортную и безопасную для ребёнка среду – в нём живут доброжелательные милиционеры, приветливые дворники, ответственные воспитатели.

Как рассказывала впоследствии Татьяна Лукашевич, при подготовке к первому съёмочному дню её ассистенты принесли на площадку у Чистых прудов необходимый реквизит – разложили на скамейках игрушки, расставили заводные автомобили и велосипеды. Территорию, прилегавшую к месту съёмок, перекрыла милиция. Взрослые и юные артисты, приглашённые для участия в массовых сценах, час за часом ждали команду «Мотор!». Однако «ни один полезный метр не был снят в этот день».

Комическая супружеская пара Ляли и Мули была придумана специально для Фаины Раневской и Петра Репнина. Она – идущая напролом сильная женщина с зонтиком, он – печальный добряк в фуражке, прячущийся от напора жены за газетой.

Беспокойную Лялю, которая изводит упрёками терпеливого Мулю, Раневская сыграла с «буффонной откровенностью» и утрированным комизмом. Демонстрируя характер властной дамы, командующей мужем-подкаблучником и одновременно изображающей из себя «томное и нежное создание», актриса, по мнению публициста Игоря Смолина, заставила работать на придуманный ею образ каждую деталь портрета – от соломенной шляпы до необъятного ситцевого зонта. Бижутерия, в которой снималась Раневская, принадлежала, по словам Вероники Лебедевой, её матери, постоянно находившейся на площадке. В один из дней Фаина Георгиевна, услышав от Лебедевой-старшей комплимент по поводу внешности, ответила: «Спасибо, очень приятно. Только дайте мне свои бусы, я буду сниматься в них».

Ляля и Муля
О работе в «Подкидыше» Раневская вспоминала без удовольствия. После съёмок на многолюдной улице Горького, где артисты вынуждены были и репетировать, и записывать фонограммы в присутствии наблюдателей, актриса призналась, что её раздражает сама публичность кинопроцесса.
Киновед Нея Зоркая считает, что своим успехом у зрителей «Подкидыш» во многом обязан «великой русской клоунессе Фаине Раневской», а также реплике её героини: «Муля, не нервируй меня!». В предвоенные годы эта и другие цитаты из картины Татьяны Лукашевич, возможно, обошли по популярности крылатые выражения из киноленты «Чапаев». В течение многих лет выход актрисы на улицу сопровождался напоминанием о «Подкидыше». Находясь в эвакуации в Ташкенте, Фаина Георгиевна пожаловалась Анне Ахматовой, что не может спокойно пройти по старому городу – её преследуют реплики про Мулю. Ахматова успокоила: «Не огорчайтесь, у каждого из нас есть свой «Муля». Даже Брежнев при вручении актрисе в 1976 году в связи с её 80-летием ордена Ленина вместо приветствия сказал: «А вот идёт наш «Муля, не нервируй меня!». Раневская ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Генсек смутился и добавил: «Простите, но я Вас очень люблю».
В начале 1980-х годов сотрудники телевидения, готовившие передачу к 85-летию Раневской, предложили Фаине Георгиевне составить список отрывков из фильмов, которые, по её мнению, необходимо было включить в программу. Актриса подготовила подробный перечень картин; в их число – с пометкой «Обязательно» – вошли фрагменты из «Золушки», «Весны», ленты «Слон и верёвочка», а также два эпизода из «Подкидыша» – «Труба» и «Газировка».
«Столько лет мне кричали на улицах мальчишки: «Муля, не нервируй меня!». Хорошо одетые надушенные дамы протягивали ручку лодочкой и аккуратно сложенными губками вместо того, чтобы представиться, шептали: «Муля, не нервируй меня!». Государственные деятели шли навстречу и, проявляя любовь и уважение к искусству, говорили доброжелательно: «Муля, не нервируй меня!» Я не Муля. Я старая актриса и никого не хочу нервировать».
Фаина Раневская
Фаина Раневская
Петра Репнина – второго актёра из «фарсовой пары» – зрители тоже долго называли Мулей. При этом образ экранного героя резко контрастировал с характером артиста. В картине он сыграл безропотного и послушного мужа, закрывающегося с помощью газеты от потока Лялиных замечаний и претензий. В жизни же Репнин отличался достаточно резким нравом и в кинематографической среде слыл человеком «неудобным». Возможно, эти обстоятельства оказали влияние на его дальнейшую кинобиографию – после заметной роли в «Подкидыше» актёр снимался в основном в эпизодах, а его персонажи зачастую были безымянными.
Пётр Репнин
«Лучшей актёрской удачей» фильма «Подкидыш» киновед Ростислав Юренев назвал работу Ростислава Плятта, сыгравшего роль бездетного геолога Евгения Семёновича. При создании образа долговязого холостяка актёр совместил маску Доктора из итальянской комедии дель арте, черты Жака Паганеля из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта», отдельные качества Дон Кихота и других «добрых, рассеянных, умных, серьёзных и наивных людей». Увидев появившуюся перед дверью девочку, геолог сначала теряется, затем подчиняется, а спустя некоторое время решает удочерить «подкидыша». Между тем маленькая героиня быстро осознаёт, что незнакомцем можно не только командовать – им можно играть, «как большой куклой». Готовность геолога подчиниться любым желаниям Наташи обнаруживается, к примеру, в сцене «Баба сеяла горох». Нескладный и неуклюжий Евгений Семёнович искренне пытается освоить правила детской игры. Девочка при общении с ним чувствует себя хозяйкой положения и даже немного «запугивает» геолога: «Пой, пой, а то я с тобой водиться не буду».
«Невольный опекун» Наташи не имеет опыта общения с детьми; возможно, поэтому в его интонациях отсутствуют присущие некоторым взрослым слащавость и «фальшивая умильность». Зато его деликатность и доброта сразу находят отклик у маленькой гостьи. При этом, несмотря на внешнюю наивность, незащищённость и беспомощность, персонаж Плятта способен дать отпор соседке, пытающейся взять под свой полный контроль и девочку, и холостяка. Комедийность ситуации заключается в том, что для Наташи доверие и теплота в отношениях являются нормой, тогда как для взрослого человека подобные переживания становятся откровением.
По воспоминаниям Рины Зелёной, съёмки с участием Плятта вызывали интерес всей студии. Сцену, в которой Наташа вытирает геологу мокрые волосы, снимали в неотапливаемом павильоне. Помощник режиссёра за кадром поливал голову артиста водой, а Вероника Лебедева, на которую летели брызги, реагировала на «дождик» вопросом: «Плятт, зачем ты плюваешься?»
Ростислав Плятт
Роли домработницы в сценарии вообще не было. Потребовалось «оживить» начало фильма, и Рина Васильевна Зелёная вошла в кадр, стала импровизировать перед камерой, превратив эпизод в яркую и запоминающуюся часть картины. Смешная провинциальная скороговорка, фразочки «Ходют здесь всякие», «Старушка одна… попить воды попросила. Потом хватилися – пианины нету!», «Хорошее дело» и другие – увековечили её Аришу.
Домработница Ариша, слова из которой «сыплются как горох», не только не участвует в поисках пропавшей Наташи – она даже долгое время не знает, что девочка потерялась. Основная забота Ариши связана с тем, что она «должна быть сегодня выходная. Я тоже хочу быть выходная в выходной». Рина Зелёная создала не столько карикатуру, сколько шаржированный портрет болтливой и бестолковой домработницы, пытающейся повсюду высказывать свои взгляды по поводу справедливости. В облике Ариши есть даже своеобразное кокетство: на лице время от времени мелькает «проказливое всеведение». Суетливость Ариши, постоянно напоминающей о том, что она очень занятой человек, проявляется, например, в беседе с милиционером:
"Свидетелем… Понимаете, как будто у меня есть время. Вы знаете, у меня за газ не плачено по безналичному расчёту. У меня девочка не кормлена. Мне дежурство исполнять. Вы знаете, всё в мусоре, я ушла…"
Рина Зелёная
Дети, сыгравшие в фильме помимо главной героини, в кино больше никогда не снимались.
С семьёй Димы Глухова (в фильме – Юра) связь пропала после Великой Отечественной войны. О его дальнейшей судьбе ничего не известно.
Об Элине Быковской (Нина) достоверных данных нет. По одним сведениям, она скончалась в Москве после войны от онкологического заболевания. По другим неподтверждённым данным, во время войны была отправлена из Москвы на эвакопоезде, однако состав попал под бомбёжку. А дальше, по одной версии – Эля погибла сразу же, по другой – попала в партизанский отряд и погибла в одном из боёв.
В число юных героев картины входит мальчик из детского сада, который в разговоре с Наташей спрашивает, можно ли ему быть «пограничной собакой». Эту роль предложили сыграть сыну сотрудника киностудии – будущему литературоведу Льву Аннинскому. Как рассказывал Аннинский, текст роли он выучил в павильоне в присутствии режиссёра. Благодаря отцу юный артист сумел ещё до выхода «Подкидыша» на экран увидеть эпизод со своим участием в домашних условиях.
В одной из сцен «Подкидыша» снялся молодой Анатолий Папанов – он ненадолго появился в кадре в роли прохожего. Это была его вторая роль, а узнаваем он станет только через двадцать лет после съёмки в альманахе «Совершенно серьёзно».
В одном из эпизодов снялась известная в будущем тренер по фигурному катанию Елена Чайковская.


Юные герои
Съёмки
Для современного зрителя фильм может стать машиной времени: в нём можно увидеть Москву, в которой только что появились ВДНХ (тогда –ВСХВ) и Манежная площадь, а также некоторые другие интересные приметы эпохи.
Москва в «Подкидыше» выглядит «образцовым социалистическим городом» – это касается и организации жизни, и поведения горожан. Маршрут девочки начинается с Бульварного кольца, которое предстаёт перед зрителем как идеальное место для отдыха и семейных прогулок. Прилегающие к бульвару дворы «буквально дышат порядком», а здания воспринимаются как «вместилища удобных просторных квартир».
Семья Наташи живёт на Чистопрудном бульваре, в доме № 14, строение 3. Здание, украшенное барельефами с изображением сказочных животных и птиц, горожане называли Дом со зверями. Этот доходный дом церкви Троицы на Грязех был построен в 1908-х–1909-х годах для прихожан; часть квартир сдавалась в аренду. Архитектором проекта был Лев Кравецкий, узоры на барельефах создал художник Сергей Вашков. В момент съёмок здание имело четыре этажа с полуподвалом. В 1945 году произошла реконструкция, дом стал выше на два этажа, исчезли балконы. Здание, построенное в 1909 году, считается памятником позднего модерна.
Когда девочка выходит на улицу, зритель видит проезжающий трамвай с литерой «А», именуемый «Аннушкой». Маршрут «А», следовавший по Бульварному кольцу, появился в 1911 году. Кольцевое движение «Аннушки» прекратилось в 1930-х годах, в дальнейшем путь следования трамвая периодически менялся.
Встреча Наташи с Лялей и Мулей происходит в начале Тверской (тогда – улицы Горького). Здесь в кадр попадает интересное транспортное средство – двухэтажный троллейбус, ещё одно нововведение того времени. Такие троллейбусы действительно курсировали по столице, но недолго – с 1938 по 1957 год. В 1937 году первый двухэтажный троллейбус, рассчитанный на одновременную перевозку большого количества пассажиров, был приобретён Советским Союзом у Английской электрической компании. На основе этой машины Ярославский автозавод изготовил десять троллейбусов ЯТБ-3. Скорость такого троллейбуса была до 55 км/час. Двухэтажные троллейбусы эффектно выглядели, обслуживались одним водителем и двумя кондукторами, позволяли перевозить большее число пассажиров и нравились курильщикам – места для них как раз были предусмотрены на втором этаже. Существует несколько версий, почему двухэтажный троллейбус не прижился в Москве. Одна из них связана с проблемами эксплуатации: сеть для «экзотической новинки» пришлось поднимать на один метр, и это создавало неудобства для водителей обычных троллейбусов. Ни один экземпляр троллейбуса ЯТБ-3 до наших дней не сохранился. В кадрах фильма можно увидеть весь московский транспорт довоенных лет: автомобили ГАЗ-М1, ЗиС-101, ГАЗ-АА, автобусы ЗиС-8 и ЗиС-16, троллейбус ЯТБ-1, трамвайный вагон МС-1. Светофор до 1959 года был зеленый сверху, а красный внизу. Позже СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и цвета поменяли местами.
Прогуливаясь вдоль пруда, Наташа подходит к группе малышей, вместе с которыми скоро отправится в детский сад. Обратите внимание на здание за их спинами – это бывший кинотеатр «Колизей», открывшийся в 1914 году. Сегодня в этом доме, спроектированном Романом Клейном, находится театр «Современник». А в 1939 году, когда снимался «Подкидыш», там ещё показывали кино.
Поиски приводят героев на Манежную площадь. Созданная в 1931-х–1938-х годах, на момент съёмок это была одна из самых свежих достопримечательностей столицы. Во время поисков Наташи герои картины оказываются на Никитском бульваре, дом № 9, возле Дома полярников. Он был построен в 1936 году для работников «Главсевморпути». В конце 1930-х в нём поселились герои-папанинцы, за судьбой которых на дрейфующей станции следила вся страна.
В Доме полярника было всего 45 квартир. В них в разные годы жили Герои Советского Союза Анатолий Ляпидевский, Михаил Белоусов, Пётр Ширшов и другие.
Заключительный этап поисков девочки происходит на ВДНХ (в то время -ВСХВ). Съёмки начались летом 1939 года, а Всесоюзная сельскохозяйственная выставка открылась 1 августа. Так что ленту «Подкидыш» можно назвать кинодебютом выставки. Как отмечал Виктор Шкловский, длинный проезд по выставке не имеет прямого отношения к сюжету – персонажи попадают на её территорию через арку северного входа и далее перемещаются на автомобилях ГАЗ-А и ГАЗ-М1 мимо павильонов и других объектов. В «Подкидыше» впервые в советском кино был показан памятник «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Через несколько лет (в 1947 году) изображение этой скульптуры стало эмблемой киностудии «Мосфильм».
Ляля, объясняя сотруднику группы розыска обстоятельства пропажи девочки, припоминает: «В это время приехал какой-то… Спартак». Речь идёт о прибытии на Белорусский вокзал команды «Спартак», возвращавшейся из зарубежного турне. Киноверсия 1939 года содержала вмонтированные кадры, показывавшие дальнейшую поездку футболистов на открытых автомобилях по Москве. Впоследствии из фильма были исключены и документальная хроника, и постановочные фрагменты с участием спортсменов. Поэт Константин Ваншенкин писал, что в подростковые годы он несколько раз ходил в кинотеатр на просмотр «Подкидыша» только ради того, чтобы увидеть сцену со стоящими на подножке поезда капитаном «Спартака» Андреем Старостиным и полузащитником Станиславом Леутой. По воспоминаниям Андрея Старостина, благодаря съёмкам он подружился с Фаиной Раневской, Риной Зелёной, Ольгой Жизневой, исполнившей в «Подкидыше» роль Наташиной матери.
В сцене «Газировка» Ляля, обращаясь к продавцу прохладительного напитка, произносит: «Меньше пены!» Это требование было связано с тем, что при сильном напоре воды в стакане могла образоваться «пенная шапка». В довоенной Москве газированную воду можно было купить в магазинах и на двухколёсных уличных тележках, которые комплектовались баллоном с углекислотой и были оснащены ёмкостями для сиропа и «фонтанчиками» для мытья стаканов. Если сейчас распространены одноразовые пластиковые стаканчики, то раньше пили из стекла, помыли и снова дали стакан. Такую систему мы еще застали в 80-е-90-е гг. в аппаратах для газированной воды, там тоже стояли стаканы, которые также мылись, позже они исчезли, а современные аппараты выдают уже пластиковую посуду. Покупатель имел возможность выбрать либо «чистую» воду, либо воду с сиропом.

Крылатые фразы

Я вас категорически прошу не вмешиваться в моего ребёнка!

Что же это такое?! На совершенно живых людей наезжают!
Трое играющих берут четыре фишки, причём пятый всё время выкидывает.
Я свидетель! А что случилось?
Муля, не нервируй меня!
Мой ребёнок: чем хочу, тем и кормлю.
Скажи, маленькая, что ты хочешь: чтоб тебе оторвали голову или ехать на дачу?
У нас вот так вот как раз, в 57-й квартире старушка одна тоже зашла. Попить воды попросила. Попила воды. Потом хватилися – пианины нету!
И этот человек клялся носить меня на руках!

Меньше пены!!!
Я выходная после выходного, и после выходного опять я буду выходная.
Если кошка вдруг махнёт хвостом, то на этот хлеб ляжет в среднем до трёх миллиардов микробов!
Удивительная девочка! Пропала сразу из четырёх мест!

Я пошла покупать ей игрушку. Вот эту дудочку! В это время приехал какой-то... Спартак.
Вы не кричите на мою собаку! На неё до 6 месяцев кричать нельзя, она нервная будет!
У меня очень шнурки развязались.

Проверь себя
Авторы
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Людмила Шимкус
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru