ПОЛОСАТЫЙ РЕЙС
Комедия
1961 год

Киностудия "Ленфильм"

Режиссёр: Владимир Фетин

Режиссёр-дрессировщик: Константин Константиновский

Оператор: Дмитрий Месхиев

Сценарий: Алексей Каплер, Виктор Конецкий

Композитор: Вениамин Баснер

Жанр: Комедия

Актёрский состав
буфетчица Марианна
старпом Олег Петрович
Маргарита Назарова
Иван Дмитриев
Алексей Грибов
капитан Василий Васильевич
матрос Валя Кныш
Алексей Смирнов
боцман Алексей Степанович
Владимир Белокуров
буфетчик Глеб Шулейкин
Евгений Леонов
Иван Петрович Дмитриев — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР.
Родился 30 июля 1915 года в Вышнем Волочке. В 1930 году окончил школу-семилетку. В 1929—1931 годах — артист вспомогательного состава, суфлёр, помощник режиссёра Вышневолоцкого городского театра.
В 1932—1936 годах учился в Ленинградском техникуме сценических искусств (ныне Российский государственный институт сценических искусств).
В 1938—1946 годах служил в ВМФ СССР в качестве актёра Драматического театра Балтийского флота. Участник войны. Принимал участие в боях на полуострове Ханко. Артист фронтовой бригады.
Артист сыграл на театральных подмостках около 200 ролей.
Скончался 23 октября 2003 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Алексей Николаевич Грибов — советский актёр театра и кино, педагог, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат четырёх Сталинских премий и Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского, Кавалер двух орденов Ленина.
Алексей Грибов родился 18 (31) января 1902 года в Москве, в рабочей семье.
В 1919 году попал в Школу-клуб № 2 Замоскворецкого района, затем в Студию им. Горького, где ставили инсценированные рассказы.
В 1924 году по окончании школы при 3-й студии МХАТа вступил в труппу Московского Художественного театра.
В годы Великой Отечественной войны часто выезжал на фронт в составе фронтовых бригад.
C 1935 года начал сниматься в кино. Много лет озвучивал мультфильмы на студии «Союзмультфильм».
Актёр выходил на сцену театра 50 лет.
Скончался Алексей Николаевич Грибов 26 ноября 1977 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Евгений Павлович Леонов — советский и российский актёр театра и кино; Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР, премии Ленинского комсомола, Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых и Государственной премии РФ. Кавалер ордена Ленина.
Евгений Леонов родился 2 сентября 1926 года в Москве.
В пятом классе записался в школьный драмкружок.
Во время Великой Отечественной войны вся семья Леоновых работала на авиазаводе. В 1947 году Евгений окончил драматическое отделение Московской экспериментальной театральной студии при Московской областной филармонии и был принят в Московский театр Дзержинского района.
Евгений Леонов выступал на сценах Московского драматического театра им. К.С. Станиславского, Московского театра им. В. Маяковского, Театра им. Ленинского комсомола.
В кино начал сниматься с 1948 года. Популярность приобрёл после выхода на экраны фильма «Полосатый рейс».
Широко известны работы актёра по озвучиванию мультфильмов (прежде всего, роль Винни-Пуха в серии лент 1969—1972 годов).
Умер 29 января 1994 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Владимир Вячеславович Белокуров — советский актёр театра и кино, педагог, народный артист, Лауреат Сталинской премии второй степени.
Владимир Белокуров родился 25 июня (8 июля) 1904 года в селе Нижний Услон. Учился в Казанской гимназии, затем работал униформистом в местном цирке, в оперетте, в Казанском оперном театре.
В 1920—1922 годах учился в Казанской губернской драматической студии, после окончания которой был принят в труппу Большого драматического театра. С 1936 года — актёр Московского художественного академического театра (МХАТ), где проработал всю оставшуюся жизнь.
С 1932 года снимался в кино. Всего сыграл в 50 фильмах.
В 1941 году, уже после начала войны, вышел кинофильм «Валерий Чкалов», в котором Белокуров сыграл прославленного лётчика. Фильм имел огромный успех.
Владимир Белокуров — мастер киноэпизода и ролей второго плана. Особенно яркие его работы в фильмах: «Полосатом рейсе», «Неуловимые мстители», «Застава в горах», «Хмурое утро», «Звонят, откройте дверь».
Кроме работ в театре и кино, снимался на телевидении, записывался на радио, выступал на эстраде.
Более 40 лет Владимир Белокуров преподавал в Татарском театральном техникуме, ГИТИСе и ВГИКе.
Умер 28 января 1973 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Алексей Макарович Смирнов — советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР. Участник Великой Отечественной войны.
Родился 28 февраля 1920 года в городе Данилове Ярославской губернии. В середине 1920-х годов семья переселилась в Ленинград. В 1940 году окончил театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии и был принят в труппу этого же театра.
В 1941 году ушёл добровольцем на фронт. Руководил в полку художественной самодеятельностью.
К концу 1950-х годов он стал известен и среди кинематографистов. Алексей Смирнов получил широкую известность прежде всего благодаря комедийным ролям в кино. В последние годы жизни здоровье Смирнова значительно ухудшилось. Причиной тому были фронтовые раны, самоотверженная работа в кино, — во время съёмок он никогда не пользовался услугами дублёров, невзирая на риск для здоровья.
Умер Алексей Смирнов в 1979 году. Похоронен на Южном кладбище Санкт-Петербурга.
Маргарита Петровна Назарова — советская дрессировщица тигров, артистка цирка, киноактриса; народная артистка РСФСР.
Родилась 26 ноября 1926 года. Детство Маргариты Назаровой прошло в городе Детское Село (сейчас город Пушкин) под Санкт-Петербургом.
После войны Маргарита работала в театре в Даугавпилсе (Латвия). Позже переехала в Москву, поступила в цирковое училище.
В качестве дублёра снималась во многих фильмах: «Укротительница тигров», «Опасные тропы», «Случай в тайге», «Тигроловы».
В фильме «Полосатый рейс» Маргарита Назарова исполнила свою первую главную роль, принёсшую ей всесоюзную славу.
В последние годы Маргарита Назарова жила в Нижнем Новгороде. Умерла 25 октября 2005 года. Похоронена на Федяковском кладбище Нижнего Новгорода.
В 2016 году на экраны вышел российский телесериал «Маргарита Назарова», посвященный истории жизни дрессировщицы.
В декабре 2017 года именем Маргариты Назаровой назван цирк в Нижнем Новгороде.
Предисловие
27 июня 1961 года в кинотеатрах СССР состоялась премьера фильма «Полосатый рейс», который буквально с первых дней имел невероятный успех. Переполненные зрительные залы советских кинотеатров рыдали от смеха. Эксцентричной комедии «Полосатый рейс», ставшей культовой для нескольких поколений,
в этом году исполнилось 60 лет.

В 1961 году фильм «Полосатый рейс» стал лидером советского кинопроката, собрав возле экранов 45,8 миллионов зрителей. Это был не просто успех, а невиданный аншлаг. Чтобы попасть на сеанс, люди часами стояли в очередях. Картина и сейчас пользуется успехом. А в год юбилея вновь стала необычайно популярной.
По словам историка кино Александра Позднякова, секрет успеха «Полосатого рейса» заключается в том, что авторы очень точно попали в «нерв времени». «Этот фильм перевернул сознание зрителя. Зрители в ту пору очень устали от потока достаточно однообразных, очень идеологизированных «серьёзных» картин, зовущих на борьбу с врагом или трудовые подвиги. Людям хотелось чего-то нового, свежего, волнующего. И на «Ленфильме» это очень хорошо и быстро поняли», - отмечает Поздняков.

50-60-е годы ХХ века стали переломными десятилетиями в истории советского кинематографа. Период хрущёвской оттепели увеличил объём производимых в СССР фильмов до 120 кинолент в год, что дало шанс работать молодым кинорежиссёрам и артистам. Многие из дебютантов именно этой эпохи приобретут всесоюзную и мировую славу. Секрет успеха фильма, по мнению киноведов, заключался в том, что он очень точно угадал запросы зрителей. В то время люди устали от серьёзных и идеологизированных картин, им хотелось чего-то лёгкого и весёлого, с авантюрными и приключенческими мотивами. «Полосатый рейс» стал именно таким фильмом.
Фильмы, созданные на пике оттепели в начале шестидесятых, знаменуют начало эпохи комедии в советском кино.
Работа Владимира Фетина «Полосатый рейс» становится первой эталонной комедией нового СССР.
История создания фильма
«Если бы не король Эфиопии»

Не окажись господин Хайле Селассие в нужное время и в нужный момент в Москве, возможно, и вспоминать сегодня было бы не о чем. Однако у фильмов, как и у людей, свои судьбы, предначертанные свыше.

В 1959 году в Советский Союз приехал король Эфиопии Хайле Селассие I. В культурной программе правителя далекого государства, помимо выставок, концертов и прочей атрибутики значилось посещение известного на весь мир Московского цирка на Цветном бульваре.

Делегацию, отправившуюся с его королевским величеством на Цветной бульвар, возглавил Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв. Разумеется, в программу включили лучшие цирковые номера. Одним из них стало выступление молодой дрессировщицы Маргариты Назаровой.

Король, его свита, да и сам Хрущёв пришли в восторг от увиденного на арене. Дрессировщицу пригласили в правительственную ложу, чтобы выразить восхищение её ювелирной работой. Назарова пришла не одна, а с маленькими тигрятами, чем окончательно покорила высокопоставленных гостей.

В непринуждённой беседе Никита Сергеевич заметил, что о таких смелых женщинах надо снимать кино. Уже через три месяца студия «Ленфильм» озаботилась поисками сценариста, способного воплотить задуманное, а ещё через три месяца начали снимать кино «про Назарову».
Когда одному из руководителей студии попал на глаза сценарий, написанный капитаном дальнего плавания Виктором Конецким, все облегчённо вздохнули. О том, как это происходило в действительности, будущий писатель рассказал увлекательно и интересно. В основе сценария лежала реальная история о том, как с острова Врангель на материк перевозили белых медведей.

Виктор Конецкий вспомнил случай: «Остров Врангеля, грузим двух белых медведей и волочем их через всю Арктику в Мурманск. Медведи повылезали из клеток и устроили на теплоходе полный тарарам. Никакого оружия, естественно у нас не было, а трудность заключалась ещё в том, что мы боялись, как бы мишки не попрыгали за борт (ибо тогда пришлось бы очень крупно платить за утрату экзотического груза). В конце концов кому-то из матросов пришло в голову применить углекислотные огнетушители».
Этот сюжет руководство «Ленфильма» и взяло в работу, только медведей заменили на тигров, добавили комедийные элементы и романтическую линию.

Перед съёмками артистам пришлось подписать договор, разработанный представителями Комиссии по охране жизни и труда актёров с помощью дрессировщиков.
Был там, например, и такой пункт: «Если в каюту неожиданно войдет тигр и, предположим, возьмёт вашу ногу в пасть — ни в коем случае не нужно вырываться, ибо тигр может подумать, что с ним играют, и сожмёт челюсти. Нужно просто небрежно, но сильно пихнуть его кулаком в морду. Ему станет неинтересно, и он уйдёт».

Места съемок
Работа над фильмом «Полосатый рейс» начиналась в Ленинграде – плавучей репетиционной площадкой стал старый теплоход «Матрос Железняк», на нём звери проходили период адаптации судовой обстановки. Судно стояло у широкого спуска к Неве (17-я линия Васильевского острова). «Интерес ленинградцев к «звериному» фильму был огромен.
И на набережной вечно толкался народ…» – вспоминал Виктор Конецкий.
Репетировали фильм на старом сухогрузе, а снимали в Чёрном море на современном теплоходе «Фрязино», в открытом море на маршруте из Одессы в Батуми. На «Ленфильме» снимались павильонные сцены, а выход тигров на берег - на реальном пляже в Одессе.
Как только на «Фрязино» поселились полосатые «пассажиры», на корабле появилось объявление:

«ВНИМАНИЮ ВСЕХ, НАХОДЯЩИХСЯ НА БОРТУ!
В целях безопасности перед выпуском тигров из клеток в течение одной минуты будет подаваться серия сигналов звонками громкого боя: один длинный, три коротких. По этому сигналу всем надлежит находиться в каютах при закрытых дверях и задраенных иллюминаторах до сигнала отбоя. Сигнал отбоя: три продолжительных звонка, даётся после того, как все звери будут загнаны в клетки».











За соблюдением безопасности следили профессионалы. Но отступления имелись – не без того.
Помните кадр, в котором хищники подплывают к берегу, где лежат отдыхающие? Эту сцену снимали на знаменитом одесском пляже «Аркадия» рано утром, когда там никого обычно не бывает. Но разве можно было скрыться от любопытных глаз! Известие о предстоящих съёмках мгновенно разлетелось по городу, так что ранним утром на подступах к пляжу оказалось не менее 10-15 тысяч отдыхающих. Потребовалась помощь милиции, чтобы сдержать огромную толпу. Для дополнительной охраны вызвали пять нарядов милиции.
Когда тигры доплыли до берега, тигрицу Лойду что-то заинтересовало на крыше одной из душевых кабин. Последовал прыжок, не предусмотренный даже самой придирчивой службой техники безопасности. Перемахнув через четырёхметровое ограждение, хищница пошла «знакомиться» с отдыхающими. От неожиданности рабочий вместо того, чтобы стуком колотушки испугать зверя и преградить ему дорогу, потеряв самообладание, убежал.
Многочисленных зрителей словно ветром сдуло во главе с милицией. Началась неимоверная паника. Берег мгновенно опустел. Правда, остался один любопытный… на верхушке фонарного столба.
Ситуацию спасла простой осветитель Тоня Иванова. Возможно вспомнившая нужный на тот момент пункт договора-инструкции. Схватив брезентовую перчатку, Тоня Иванова стукнула хищницу по носу. От неожиданности та мгновенно устремилась к воде, где была встречена укротителями. Режиссёр-дрессировщик Константин Константиновский расцеловал Антонину и выразил ей огромную благодарность за мужество и находчивость.

Хищники на площадке

Поначалу Пурш спал в небольшом ящике, но уже через пять месяцев перестал там помещаться, и ему разрешили лежать на диване. Как любой кот, тигр валялся с непередаваемой грацией и удовольствием: он клал голову на специально сделанную для него подушку, а когда в комнату входил кто-то из домашних, отодвигался к спинке дивана, как бы приглашая присесть рядом.
Ольга Николаевна дала тигрёнку отличное воспитание: его сильно не баловали, но никогда не наказывали без причины. Да и сам он постепенно стал понимать, как вести себя с людьми и чего не стоит делать. Очень быстро животному в квартире стало тесновато, и его начали выводить на улицу. Пурш полюбил прогулки на поводке и, как собака, предлагал погулять, подойдя к двери с ошейников в зубах. Однако наступил момент, когда стало понятно, что больше держать тигра дома нельзя. Пурш вырос, держать его в жилой квартире стало трудно. Тогда Пурша перевели в Ленинградский зоопарк. Чтобы Пурш не грустил, вместе с ним поехал один из его друзей – шпиц. Они жили в одной клетке и развлекали посетителей играми: маленькая собачка грозно нападала на огромного тигра, а потом они вместе носились по клетке. Во время кормления Пурш всегда уступал очередь другу и принимался за еду только тогда, когда тот отходил от миски.

ПУРШ

Тигр Пурш родился 6 декабря 1952 года в Рижском зоосаде. Из-за болезни его матери выкармливать тигрёнка пришлось сотрудникам зоосада. Но главной воспитательницей тигрёнка стала дочь одной из сотрудниц – Ольга Николаевна. Она же дала ему имя. Видя Ольгу Николаевну, малыш издавал радостное мурчание «пурш-пурш». Так его и прозвали. Были у тигра и другие наставники: две собаки, шпиц и дворняжка, которые взяли его под свою опеку и относились к нему, как к своему щенку.
Домашнее воспитание не прошло даром: Пурш очень привязался к людям, был на удивление ручным и покладистым. Именно поэтому он и привлёк внимание работников кино. Впервые Пурш появился в кино, снявшись в фильмах «Опасные тропы» и «Укротительница тигров». Именно там он познакомился с известной дрессировщицей Маргаритой Назаровой. Дрессировщица буквально влюбилась в Пурша и после съёмок тигр перешёл под опеку актрисы. Не только тигров, но и других животных через её руки прошло немало. Но именно Пурш стал самым любимым животным Назаровой. Укротительница всячески баловала тигра: выгуливала его на поводке, возила в легковой машине. Пурш снимался в фильмах и ездил со своей хозяйкой на гастроли. Самым известным таким «выходом в свет» стала новогодняя ночь с 31 декабря 1962 года на 1 января 1963 года, когда Пурш вместе с Назаровой и её друзьями провёл в ресторане гостиницы «Астория». За время празднества тигр успел полакомиться пятью килограммами говядины, яичницей из двух десятков яиц и двумя литрами молока. После съёмок в кино Пурш заболел сахарным диабетом и скончался в 1964 году от осложнений, вызванных этим заболеванием.
Вася, тот самый Вася

Сыгравший в картине лев Василий Васильевич, а попросту Васька, не состоял на службе в цирке. Он жил в Ленинградском зоопарке, но славился сотрудничеством с кинематографом. Лев Василий до «Полосатого рейса» успел сыграть в трёх фильмах: «Новые похождения Кота в сапогах», «Дон Кихот», «Она вас любит». Для царя зверей эта роль стала четвёртой и последней.
Василия никак не могли заставить заснуть, чтобы пронести на носилках в одном из эпизодов картины. Оператор Владимир Долинин вспоминает:
«С Васей мы действительно намучились, когда готовили эту сцену. Прятали таблетки снотворного в мясе, но он как будто их чуял – а может и вправду чуял – и есть отказывался. Но в итоге на площадку просто-напросто вызвали ветеринара с пневматическим ружьём. Он выстрелили в Васю дротиком с препаратом, и вот тогда Вася наконец заснул».
После съёмок Вася благополучно отбыл в Ленинградский зоопарк и прожил там долгую – по львиным меркам – жизнь.
До последних дней Василий Васильевич пользовался авторитетом. Слава о нём заставляла гостей Ленинграда специально ехать в зоопарк, чтобы увидеть легендарного льва собственными глазами.
Полосатые актёры и Пират в придачу

В знаменитой комедии, помимо льва Василия Васильевича, снялись 10 цирковых амурских тигров. Подопечных Маргариты Назаровой привезли из Москвы. Однажды предстояла съёмка сцены, в которой героиня фильма буфетчица Марианна, упав за борт, плывёт с тиграми к берегу. Как снять эти кадры? Как заставить тигров войти в воду? После долгих раздумий клетку с пятью тиграми погрузили на плавучий кран и, отойдя метров на сто от одесского пляжа «Аркадия», стали опасный груз опускать в воду.
Тиграм ничего другого не оставалось, как выбраться из клетки через открытую дверь и поплыть. Они так и сделали. Один за другим испуганные необычной обстановкой звери выплывали из клетки, медленно погружавшейся в воду. Главный оператор фильма Димитрий Месхиев снимал «заплыв» с берега, его ассистент — с выдававшегося в море пирса, а практикант — студент операторского факультета ВГИКа Володя Пономарев — снимал с крыши клетки. Здесь вместе с ним находился рабочий съёмочной группы Валентин Балундин.
Всё шло хорошо, замысел воплощался, а кадры… И вдруг! Принудительное купание пришлось не по вкусу самому большому и свирепому полосатому артисту — тигру Уралу. Проделав сложные эквилибристические упражнения, он вскарабкался на крышу клетки и уселся там рядом с оцепеневшими от ужаса людьми…
Первым пришёл в себя Валентин Балундин: описав в воздухе дугу, он в костюме и ботинках бросился в море. В это время на крышу клетки взобрался ещё один тигр и стал стряхивать с себя воду. Удар тигриного хвоста по лицу привёл в чувство Володю Пономарева. Надо что-то предпринимать! Володя наклонился, положил аппаратуру, сел на край клетки, спиной к тиграм, осторожно, не спеша снял тапочки и, положив их аккуратно рядом с собой, бесшумно соскользнул в воду… После этой встречи с тиграми Володя стал героем дня.
Как-то снимали сцену, в которой звери выволакивают на палубу тушу мяса и начинают её терзать. Рассвирепевшие животные прекрасно «играли», но, когда настало время возвращать их в клетки, возбуждённые борьбой, они отказались слушаться дрессировщика. Пришлось несколько раз стрелять холостыми в воздух из пистолета. Но тут произошло нечто совершенно неожиданное. Испуганная стрельбой Кальва, вместо того чтобы направиться к клетке, перемахнула через борт и с десятиметровой высоты нырнула в воду. Целый час гонялись за ней по Чёрному морю, пока не вернули «актрису» в родные пенаты.
Западных кинематографистов фильм поразил тем, что трюки с участием тигров подлинные, без монтажа и «подделок». Один американский кинокритик заявил о заслуге тех, кто сумел научить тигров «играть» по системе Станиславского. Тигры в комедии – это невероятный факт, утверждал он. Актёрам пришлось работать в буквальном смысле бок о бок с тиграми, а некоторые трюки были не только сложны, но и небезопасны.
А вот с обезьянкой намучились. Искали повсюду, пока не узнали про шимпанзе Пирата из Киевского зоопарка.
На павильонные съёмки, которые проводились в Ленинграде, Пирата доставили самолётом, да не одного, а с невестой Чилитой, поскольку жених без своей «половинки» мгновенно впадал в депрессию. Так что старпому (Ивану Дмитриеву), когда он знакомился с будущим коллегой, пришлось пожимать не одну, а две обезьяньих лапы.
Пират оказался любезным и воспитанным животным, а Чилита проявила агрессию, успев цапнуть актёра за палец. Пока жених снимался, невеста всегда была рядом – без неё игра не ладилась. Чилите выбрали уютное место в уголке павильона, давали коробку зефира, который она обожала, и пока четвероногая обжорка поглощала сладости, Пират демонстрировал великие лицедейские способности.
Правда, каждые 20 минут, как впоследствии рассказывал режиссёр, он «делал брови домиком». Ассистенты Фетина быстро вычислили, что это значит. Так Пират давал понять, что скучает по Чилите. Прижавшись к подружке, он гладил её, а потом, слегка шлепнув по лапке, давал понять: пора браться за работу.
Актёры рассказывали, что Пират был необыкновенным партнёром – контактным, исполнительным, доброжелательным. Иван Петрович Дмитриевич во время съёмок подружился с Пиратом. По утрам артист варил напарнику кашу и учил пользоваться ложкой. Чилита на всё это смотрела с презрением, но в воспитательный и дрессировочный процессы не вмешивалась.
Через несколько лет после выхода фильма на экраны, Иван Дмитриев увидел Пирата в зоопарке Киева. Актёр с удовольствием рассказывал, как шимпанзе его сразу же узнал, а сотрудники зоопарка разрешили им пообщаться.
Укротительница тигров
Актеры, дублеры и каскадеры
Буфетчик Шулейкин
Настоящим украшением фильма стал трусоватый буфетчик Глеб Шулейкин в исполнении легендарного Евгения Леонова. Евгений Леонов очень боялся сниматься в одном кадре с тиграми, даже хотел взять «самоотвод». Однако по роли ему пришлось едва ли не чаще остальных персонажей общаться с полосатыми хищниками, что оказалось непросто.
Актер был естественен и убедителен. В знаменитой сцене в ванной между Евгением Леоновым и тигром якобы было установлено стекло. Но из-за того, что оно бликовало, в последний момент его убрали, не предупредив артиста. Ничего не подозревающий Леонов открыл глаза и оказался нос к носу с хищником, поэтому его испуг и выглядел таким натуральным.

Правдой здесь является то, что Леонов действительно боялся, однако никакого стекла в этой сцене не было. Артиста пришлось долго уговаривать, но, в конце концов, он согласился. При этом под ванной прятался дрессировщик, который контролировал ситуацию.


Чтобы привлечь внимание тигра, под голову Леонову пришлось даже положить кусок мяса. Впрочем, все опасения оказались напрасными: тигр актёром вообще не заинтересовался.
Именно Леонову досталась львиная доля зрительской любви.

Константин Константиновский был главным постановщиком номеров с хищниками не только в кино, но и в цирке. В «Полосатом рейсе» им поставлены все трюки с животными.
Константиновский был дублёром Ивана Дмитриева – напарника Маргариты Назаровой по сюжету. Но в некоторых особо опасных эпизодах, надев парик, снимался вместо жены. В некоторых кадрах, например, в драке старпома с хищником, его можно увидеть, даже не будучи подготовленным. Но зрителей это никогда не смущало. В сцене, где старпом борется с тигром, вместо Дмитриева снялся Константиновский. Актёров также подменял не менее известный тренер-дрессировщик Аркадий Рудин.
Единственным, кто отказался от дублёра, был Алексей Смирнов, причём он сам придумал ряд опасных эпизодов: в частности, эпизод с радиорубкой, где он держится за хвост тигра. Ради него Смирнов месяц ходил вокруг клеток, подкармливая животных и завоёвывая их расположение. Мало кто знал, что за образами простодушного добряка или хулигана, которых он играл в кино, скрывался герой войны, артиллерист, разведчик, бесстрашно ходивший в тыл врага и однажды в одиночку взявший в плен семь фашистов.
В картине «Полосатый рейс» поистине звёздный состав. Помимо Евгения Леонова, Маргариты Назаровой, Ивана Дмитриева в фильме сыграли Алексей Грибов (капитан), Владимир Белокуров (боцман), Алиса Фрейндлих (помощница Шулейкина), Алексей Смирнов (вахтенный матрос Кныш), Николай Волков (агент, эту роль озвучивал Ефим Копелян), Александр Бениаминов (дрессировщик-иностранец), Аркадий Трусов (кок), Юрий Горобец (милиционер-регулировщик), Николай Трофимов (штурман), Вячеслав Сирин (матрос-чечёточник Мотя) и другие.

В эпизодической роли под названием «отдыхающий на пляже» снялся Василий Лановой – в то время восходящая звезда советского кино. Случилось это мимоходом. Лановой действительно в то время отдыхал в Одессе, где работала съёмочная группа, и с лёгкостью согласился сыграть небольшой эпизод. Эта сцена стала одной из самых знаменитых в советском кинематографе, как и реплика: «Красиво плывут! Вон та группа в полосатых купальниках». Знаменитую фразу оценили в 50 рублей – гонорар по тем временам неплохой. В итоге эта роль стала единственной, сыгранной великим актёром в жанре комедии.

Невероятно!
Но факт.
В фильме «Полосатый рейс» одну из первых своих ролей в кино сыграла Алиса Фрейндлих. Это буфетчица, которая слушает историю Шулейкина.
В 2001 году была выпущена почтовая марка, посвящённая Евгению Леонову. На ней изображён кадр из фильма «Полосатый рейс».
В фильме ни разу не называется тропический порт, откуда идёт на родину советский сухогруз. Однако внимательные зрители могут увидеть его название в судовом журнале. Это Коломбо, крупнейший город и неофициальная столица Шри-Ланки.
В фильме снимался первый серийный советский вертолёт Ми-1 (привёз иностранного дрессировщика) и автомобиль ЗИС-110Б - фаэтон на базе послевоенного лимузина ЗИС-110, на котором везут тигра в конце фильма.
Маргарита Назарова не умела плавать, поэтому сцену падения с корабля и сцену «Красиво плывут» снимали с дублёром, а крупный план снимали на мелководье.
Маргарита Назарова, брюнетка от природы, стала блондинкой именно ради этой роли. Режиссёр пояснил: «Для буфетчицы блонд - самый подходящий цвет!»
Крупные планы в сцене с морским заплывом животных снимали в павильоне «Ленфильма». Для того, чтобы сымитировать цвет моря, в обычную водопроводную воду добавляли ультрамарин.
Оператор Дмитрий Месхиев смонтировал документальный фильм о съёмках «Полосатого рейса». Эта картина под названием «Внимание, тигры!» вышла на телевидении в 1961 году.
Проверь себя 

Дополнительные материалы

Документальный фильм Д. Месхиева «Внимание, тигры!»

(1961) о съёмках «Полосатого рейса»

Авторы
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Ирина Шульте
  • Дмитрий Шабашов
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru